editor Комментариев нет

18 мая в Торгово-промышленной палате РФ прошло совместное заседание Комитета ТПП по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Общественного совета при Росстандарте и Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России.

Заседание было посвящено обсуждению проекта изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в части ведения процедуры нотификации органов по оценке соответствия.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» был разработан в целях реализации пункта 11 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам Российского инвестиционного форума в г. Сочи 27-28 февраля 2017 г.

Законопроектом, прежде всего, закрепляется понятие нотификации, устанавливается требование к органам по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по обязательной сертификации по прохождению процедуры нотификации. При этом законопроектом предусмотрено, что порядок прохождения нотификации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Модератором мероприятия выступил Председатель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д.А.Пумпянский.

В своем вступительном слове он отметил, что данное заседание – уникальное событие в истории взаимодействия объединений бизнеса в сфере технического регулирования. Впервые проводится подобное совместное мероприятие комитетов по техническому регулированию РСПП и ТПП Общественного совета Росстандарта и Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге.

Он подчеркнул, что главная цель заседания – выработка общей позиции по основным положениям законопроекта.

Д.А.Пумпянский отметил, что Федеральной службой по аккредитации проводится системная работа по устранению с рынка недобросовестных органов по оценке соответствия, количество которых уменьшается. Тем не менее, не удалось добиться главной цели, то есть обеспечить достоверность результатов испытаний, добиться полного выполнения требований технических регламентов. Это порождает целый ряд проблем, как для добросовестных производителей продукции, так и для ее потребителей.

Системным решением указанных проблем может стать введение процедуры нотификации в отношении аккредитованных органов, осуществляющих работы по подтверждению соответствия. Как показывает международный опыт, опыт Европейского союза, введение института нотификации, наряду с другими административными мерами, позволяет повысить доверие к органам по сертификации, их ответственность, а также минимизировать риски появления на рынке опасной продукции. Это позволит также повысить доверие и потребителей, и производителей к органам по сертификации.

Д.А.Пумпянский особо подчеркнул, что пока речь идет о сертификации продукции, которая включена в 982-е Постановление Правительства России «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

В данный момент проблема рассматривается на внутрироссийском уровне. При этом совершенно очевидно, что этот вопрос необходимо выносить на уровень Евразийской экономической комиссии. На рынках ЕАЭС также обращаются сертификаты, выданные с нарушением установленных процедур, зачастую без вообще каких-либо испытаний. Вопрос введения системы нотификации актуален и для ЕАЭС в целом.

В обсуждении основных положений законопроекта приняли участие представители органов власти, бизнес-объединений, предприятий различных отраслей промышленности.

От государственных структур, в частности, выступили Директор департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России К.В.Леонидов, Глава Росаккредитации А.И.Херсонцев, Начальник отдела нормативного правового регулирования в области аккредитации Минэкономразвития России А.В.Вдовин.

Евразийскую экономическую комиссию представлял Директор Департамента технического регулирования и аккредитации А.А.Шаккалиев.

Свою точку зрения по обсуждаемым вопросам высказали представители Общественных советов при государственных органах власти – Председатель Общественного совета при Росстандарте М.А.Протасов и Председатель Общественного совета при Росаккредитации В.Ю.Саламатов.

Крупнейшие объединения бизнеса в развернувшейся на заседании дискуссии представляли Вице-президент ТПП Е.Н.Дыбова, Председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции С.В Пугачев, Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге А.Н.Лоцманов.

Предложения о введении процедуры нотификации от имени «Деловой России» поддержал председатель Комитета объединения по техническому регулированию и промышленной безопасности М.С.Левчук.

Участие в обсуждении приняли и представители промышленных компаний и отраслевых объединений: Эксперт по правовым вопросам, вопросам технического регулирования и ВТО НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Н.В.Кожина, Генеральный директор НП «АССОЦИАЦИЯ «ЭЛЕКТРОКАБЕЛЬ» Н.В.Сахарова, Председатель комиссии по техническому регулированию Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции и услуг “СОЮЗ 01” Н.Н.Матвиенко и другие.

Представителем НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» была озвучена позиция отрасли, выступающей пилотным проектом, по вопросу нотификации и необходимости принятия дополнительных системных мер по обеспечению безопасности промышленной продукции и искоренению теневой экономики, подпитку которой дает контрафакт и фальсификат.

Отмечено, что Росаккредитацией по поручению Правительства РФ и Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведены проверки деятельности органов по сертификации, осуществляющих выдачу сертификатов соответствия на цементную продукцию в нарушение норм законодательства, по итогам которых 46 сертификатов аннулировано из 72 сертификатов, выданных недобросовестными органами по сертификации, по остальным ожидаем решения!

Из 380 выданных сертификатов соответствия на цементную продукцию доля незаконно выданных составляет 19%!

За последние 2 года доля тарированного контрафактного цемента на рынке России доходит до 40%, то есть порядка 9,5 млн. тонн или 190 млн. мешков цемента по 50 кг. Учитывая такую долю контрафакта финансовые потери российских производителей цемента в виде недополученной выручки за данный период составили более 40 млрд. руб. Порядка 9 млрд руб. неуплаченных в бюджет налогов и сборов. За последние 4 года инвестиции в цементную промышленность уменьшились в 8 раз. Ущерб деловой репутации производителям представляется более существенным и не поддается оценке.

Безнаказанный оборот фальсифицированной продукции наносит   значительный ущерб многим отраслям промышленности, не только снижая макроэкономические показатели экономики страны, но и снижая ее инвестиционную привлекательность.

Подводя итоги дискуссии, в ходе которой был высказан ряд существенных предложений и дополнений, направленных на совершенствование законопроекта, А.Н.Лоцманов отметил, что нотификация основывается на «принципе двух ключей». Он очень прост: один орган аккредитует, второй – нотифицирует. Конечно, детали процедуры нотификации можно и нужно обсуждать. Но то, что введение нотификации в России, а затем и на уровне ЕАЭС необходимо – совершенно очевидно. И сам ход заседания, выступления его участников это наглядно подтвердили.

Комитет РСПП собрал большой объем информации по этому вопросу, в том числе она касается европейского опыта введения института нотификации и его функционирования, вся она доступна, размещается на сайте Комитета.

По итогам заседания его участники одобрили проект решения.

Они постановили одобрить представленный законопроект, разработанный Министерством промышленности и торговли.

Решено также предложить Минпромторгу России создать межведомственную рабочую группу с привлечением представителей промышленности для проработки предложений:

  • по критериям и порядку нотификации для использования при разработке соответствующего документа, устанавливаемого Правительством РФ;
  • по формированию групп и перечней продукции, подлежащих обязательной сертификации в аккредитованных органах, прошедших процедуру нотификации;
  • по использованию программно-целевого подхода при переходе к применению процедуры нотификации с целью повышения достоверности обязательной сертификации продукции: определение периодов  подготовки и внедрения процедуры нотификации с комплексом целевых показателей рабочей готовности федеральных органов исполнительной власти к ее применению.

В течение десяти дней Комитет ТПП по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции и Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия будет принимать предложения и дополнения в данный проект решения. Его окончательная редакция будет направлена в Правительство РФ и заинтересованные органы государственной власти.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × пять =